Технологии

Инновации в странах ЕС

Содействие разработке и внедрению инноваций в сельском хозяйстве в странах ЕСС середины 80х годов ХХ века стимулирование инновационной деятельности является приоритетным направлением научнотехнической политики Евросоюза с целью преодоления отставания развитых стран Союза от США, Японии и других стран в развитии наукоемких производств, связанных с микроэлектроникой, биотехнологией и др. Основными причинами отставания зарубежные эксперты считали узость национальных рынковстран ЕС, ограничивающих спрос на инновации, а также неразвитость европейского патентного законодательства. Для устранения этих препятствий потребовались длительные совместные действия стран членов ЕС.

Формированию политики Евросоюза вобласти содействия нововведениям способствовал принятый в 1986 г. Единый европейский акт (EEA), включающий научные исследования и опытно-конструкторские работы в сферу действия ЕС.

Ассигнования на НИОКР из единогобюджета ЕС в разные годы не превышали 2% совокупных национальных расходов стран членов на эти цели (частных и государственных). ЕС финансирует наиболее дорогостоящие фундаментальные исследования, а также технологические разработки, не дающие быстрой коммерческой отдачи или связанные с риском.

Используются три способа организации и финансирования инновационнойдеятельности за счет средств ЕС:

  • исследования, осуществляемые Совместным научно-исследовательским центром полностью за счет единого бюджета ЕС;
  • проекты на контрактной основе из единого бюджета оплачиваются в среднем в размере 50% от стоимости работ;
  • координация национальных исследований.

Исследования по проекту осуществляются в нескольких странах членах ЕС иполностью финансируются из национальных средств. Комиссия за счет бюджета ЕС координирует работы и обеспечивает обмен результатами исследований.

Содействие разработке и внедрению инноваций осуществляется как на уровне стран членов ЕС, так и в рамках научнотехнической политики Евросоюза. На государственном уровне для стимулирования инновационной деятельности предприятий в середине 1990-х годов в зависимости от целей промышленной политики стран применялись финансовые, налоговые и другие меры: в Финляндии, Швеции и Германии - в основном субсидии и займы по сниженным процентным ставкам, что позволяет концентрировать поддержку в приоритетных секторах промышленности; в Португалии, Испании и Италии, где инновационный сектор развит относительно слабо, - налоговые льготы, позволяющие стимулировать широкий круг предприятий, связанных с нововведениями; в Испании, где более широко трактуется понятие "инновационная продукция", предоставляются налоговые льготы предприятиям даже для разработки и внедрения промышленного дизайна, а также закупок технологий.

Для венчурного бизнеса представленыналоговые льготы на доходы корпораций. Их получателями являются в основномкрупные инновационные компании. В Великобритании и ряде крупных стран ЕС применяются специальные льготы для малых и средних предприятий. Так, в Италии таким предприятиям предоставляется кредит при взимании корпоративногоналога для стимулирования подготовки кадров, Дании - для найма научного персонала, во Франции используются вычеты из налогооблагаемой базы для отделившихся от материнской компании венчурных фирм.

В странах ЕС фирмам, разрабатывающим и реализующим новые товары и технологии, оказывается государственная поддержка, так как инвестиции в них относятся к рискованной сфере вложениякапитала. Деятельность компаний, занятых в сфере высоких технологий, способствует росту экспорта и занятости. По данным опроса 3 тыс. европейских компаний, две трети из них в 2001-2003 гг. выпускали новые товары и услуги, из них лишь 12% относились к технологически новым, но они обеспечивали около половины товарооборота.

Применяются и другие меры. Так, во Франции принят закон, разрешающий государственным исследовательским центрам предоставлять консультационные услуги частным промышленным компаниям и создавать собственные производственные предприятия.

Таким образом, опыт европейских стран показывает, что инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого возможно в короткиесроки преодолеть отставание во всех отраслях экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

В настоящее время инновационный потенциал АПК России используется на 45%.Созданная в стране до 1990 г. система разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса за годы реформ разрушена, что явилось главной причиной, тормозящей внедрение инноваций в производство. Поэтому необходимы новые подходы, чтобы создать организационно-экономический механизм, позволяющий активизировать внедрение научных достижений в аграрное производство.

А. П. Королькова, канд. экон. наук, зав. сектором ФГНУ"Росинформагротех"