Технологии

Влияние вступления в ВТО

Вполне актуально выглядит постановка вопроса о том, какое влияние на рынок сельскохозяйственной техники окажет вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию

Снижение ввозных таможенных пошлин не окажет существенного влияния на импорт сельскохозяйственной техники.

И без того крайне скудная поддержка сельского хозяйства при ее отмене лишь усугубит финансовое положение отрасли.

Отмена политики двойного ценообразования однозначно приведет к резкому скачку цен на продукцию сельскохозяйственного машиностроения

Устранение ограничений на иностранные инвестиции коснется отечественного сельскохозяйственного машиностроения лишь косвенно.

Рынок сельскохозяйственной техники в России в настоящее время практически отсутствует. Существует какое-то подобие рынка - квазирынок в основном в виде неудачно построенных лизинговых отношений, хаотично действующего вторичного рынка и единичных актов купли-продажи новых единиц техники. В данном случае сложился порочный круг: сельскохозяйственные товаропроизводители не могут выйти на отечественный рынок технических средств из-за отсутствия финансовых возможностей и диспаритета цен, корни которого находятся на макроэкономическом уровне, а предприятия отечественного сельскохозяйственного машиностроения в такой ситуации оказались вынуждены снижать объемы производства и из-за роста постоянных затрат на единицу продукции повышать цены. Зарубежная сельскохозяйственная техника при вполне сопоставимых качественных характеристиках оказалась, во-первых, значительно дороже отечественных аналогов, во-вторых, в случаях ее приобретения отечественные предприниматели делают это бессистемно, не увязывая вопросы ее эксплуатации с неизбежно возникающими проблемами сервиса.

Вполне актуально выглядит постановка вопроса о том, какое влияние на рынок сельскохозяйственной техники окажет вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с многообразием требований, предъявляемых к странам при вступлении в ВТО, представляется целесообразным рассмотреть влияние каждого требования в отдельности. Выполнение одних требований повлияет на рынок сельскохозяйственной техники непосредственно, выполнение других - опосредованно через другие отрасли экономики.

Лишение сколько-нибудь значимой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, очевидно, может оказать лишь отрицательное влияние на рынок техники. И без того крайне скудная поддержка сельского хозяйства при ее отмене лишь усугубит финансовое положение отрасли. Поддержки в прямом и косвенном виде лишатся и предприятия сельскохозяйственного машиностроения как на федеральном, так и на региональном уровне.

Снижение ввозных таможенных пошлин не окажет существенного влияния на импорт сельскохозяйственной техники. Еще с момента либерализации внешней торговли и введения импортных пошлин на сельскохозяйственную технику их ставки уже были достаточно невысокими - 5%. Помимо этого, в отношении сельскохозяйственной техники, ввозимой в Россию в качестве технологического оборудования, с октября 1997 г. по май 2000 г. не взимался НДС. Таким образом, даже выполнение требования ВТО о приведении всех импортных пошлин к единому стандарту и установление их низких ставок не изменят коренным образом уже сложившуюся ситуацию. Так, действующий в 2001 г. тариф на машины, оборудование и транспортные средства составил 9,48%. Начальный уровень связывания ставки тарифа, т.е. тот предел изменения, с которого страна может вступить в ВТО, - 14,83%, а конечный, который должен быть достигнут через шесть-восемь лет, - 8,75%.

Совмещение цен на энергоносители, транспортные и финансово-страховые услуги с их мировым уровнем. Отмена политики двойного ценообразования однозначно приведет к резкому скачку цен на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и одновременно, оказывая деструктивное влияние на сельское хозяйство, сделает еще более глубоким кризис рынка техники.

Одинаковые правила взаимодействия с разными странами приведут к дезинтеграции экономических интересов России и стран СНГ (особенно Республики Беларусь), отношения с которыми строятся на принципах, не во всем совпадающих с правилами ВТО.

Приведение в соответствие с требованиями ВТО действующих национальных норм, стандартов, сертификатов, а также договорных отношений со странами, не входящими в ВТО, представляет собой трудноразрешимую задачу. Огромное число законов, указов, постановлений, различных подзаконных актов должно быть пересмотрено и согласовано с заинтересованными сторонами, и они не могут быть в сколько-нибудь обозримый срок достаточно радикально изменены. Требование ВТО по прозрачности нормативно-правовой документации может быть оценено как позитивное.

Открытие свободного доступа рабочей силы в страну, безусловно, окажет отрицательное влияние на всю экономику АПК и, в частности, на сельскохозяйственное машиностроение. Низкие заработки, низкий уровень организации труда и производства, практически полное отсутствие защиты со стороны профсоюзов и судебной системы, неразвитость социальной сферы, высокий уровень безработицы никак не будут способствовать привлечению высококвалифицированной рабочей силы. Скорее всего приток рабочей силы будет происходить из стран азиатского региона, некоторых стран бывшего СССР, что, помимо прочего, будет подрывать и без того нестабильное социальное равновесие.

Право апеллировать к независимым судам за пределами России в настоящее время серьезного влияния на рынок сельскохозяйственной техники не окажет ввиду его слаборазвитости.

Взимание НДС при международной торговле в стране назначения, безусловно, является правильным шагом в развитии свободной конкуренции. Российским производителям техники при реализации ее на международном рынке не потребуется тратить время и силы на довольно длительную процедуру возмещения НДС после экспорта.

Приведение методов оценки таможенной стоимости в соответствие с требованиями ВТО будет способствовать снижению возможности декларирования технических средств при экспорте/ импорте по очевидно заниженным ценам, что в случае импорта подержанной зарубежной техники не позволит осуществлять массовые поставки в Россию аналогов той техники, которую можно производить на отечественных заводах, и, таким образом, станет стимулом для собственного производства.

Введение режима предотгрузочной инспекции - однозначно позитивный шаг в вопросах поставки технических средств. В числе других проблем обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей продукцией машиностроения одной из наиболее злободневных является проблема поставки некомплектной, необкатанной, не прошедшей пусконаладочного обслуживания, не соответствующей нормам по визуальным признакам техники.

Устранение ограничений на иностранные инвестиции коснется отечественного сельскохозяйственного машиностроения лишь косвенно. Зарубежные инвесторы, конкурирующие между собой на рынке сбыта, не будут заинтересованы вкладывать средства в развитие данной отрасли в России, в первую очередь, из-за низкого платежеспособного спроса на технику со стороны сельхозтоваропроизводителей, тем более, что от зарубежного уровня машиностроения Россия отстает по всем показателям: техника, технология, качество рабочей силы, инфраструктура, информация. Все это, а также наличие бюрократических препон и теневая экономика делают вложение капиталов в российское машиностроение бесперспективным.

Либерализация режима валютного регулирования может оказать деструктивное влияние на отечественную экономику в целом в силу ослабления управляемости финансовыми потоками. Особенно заметное негативное влияние этот шаг может оказать на отрасли, переживающие кризис, в том числе на отрасль сельскохозяйственного машиностроения.

Практика установления фиксированных цен на сельскохозяйственную технику, имеющая место в России, объективно приносит пользу отечественным товаропроизводителям в контроле за ценами на технические средства, в том числе поставляемыми по лизингу. Безусловно, эта система далека от совершенства, поскольку позволяет предприятиям машиностроения повышать цены за пределы общественно необходимых затрат. Однако и в этом виде она дает возможность в определенной мере сглаживать влияние монополизма отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения. С вступлением в ВТО система лизинга в нынешнем виде должна быть ликвидирована, поскольку она представляет собой прямую поддержку сельского хозяйства. Данный аспект может принести положительные результаты только в сочетании с коренной перестройкой всего механизма экономических отношений в АПК.

Политика либерализации экспорта напрямую не коснется продукции сельскохозяйственного машиностроения. За рубежом даже с учетом более низких цен она окажется маловостребованной из-за отличий в технических показателях, несоответствия требованиям действующей инфраструктуры и отлаженного механизма протекционизма собственным товаропроизводителям.

Следование нормам ВТО в отношении технических барьеров, санитарных и фитосанитарных норм - шаг, безусловно, положительный, поскольку даже при наличии более жестких норм по сравнению с зарубежными эти нормы зачастую нарушались. Следует иметь в виду, что такой подход может стать поводом для преднамеренной дискриминации отечественных производителей сельскохозяйственной техники.

Свободная торговля интеллектуальной собственностью при неразвитости в нашей стране правовой системы в целом и патентного права, в частности, может привести, как представляется, к тому, что возникнет возможность для продажи за рубеж физическими лицами научных разработок, выполненных на государственные средства, в том числе и из сферы АПК.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что уровень развития производственных отношений в аграрной экономике мало соответствует аналогичному уровню стран-членов ВТО.

М. А. Кочанов, д-р экон. наук, гл. науч. сотр., Д. С. Усов
(Всероссийский НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве)